Как работает Почта России

Если вы решили приобрести товар у продавца, находящегося за пределами нашей страны, то с большой вероятностью вам придется иметь дело с Почтой России – организацией насколько крупной, настолько и неповоротливой. Как правило, от посещения любого почтового отделения у человека остаются не самые приятные впечатления. Причиной тому являются постоянные очереди и невысокая скорость обслуживания. Периодически к этому добавляются еще и проблемы, связанные с целостностью и сохранностью почтовых отправлений. Которые, к тому же, крайне неспешно добираются из одного населенного пункта в другой.
 
Что же делать? Вариант полного отказа от интернет-шопинга рассматривать не будем. Лучше разберемся, как взаимодействовать с Почтой России (далее - ПР) с минимальным расходом нервных клеток, времени и денег.

Почему все так плохо?

Причины, по которым путь посылки от отправителя к получателю получается таким длинным, в случае ПР легко объяснимы, хотя и не могут служить оправданием. Зарубежные посылки идут долго, потому что все они проходят через несколько сортировочных центров, расположенных в европейской части России. В результате посылка из Токио во Владивосток, отправленная через ПР, пролетит несколько тысяч километров только для того, чтобы пролететь их еще раз обратно после обработки на сортировочном центре где-нибудь в Санкт-Петербурге.
 
Но не только расстояния влияют на скорость доставки посылок. Таможня и сортировочные центры обрабатывают посылки относительно быстро – серьезные задержки по их вине возникают, как правило, за месяц до новогодних праздников в связи с резко увеличивающимися объемами почтовых отправлений. Резко увеличить штат персонала а затем избавиться от него может позволить себе редкая компания, поэтому время обработки корреспонденции увеличивается.
 
 
Типичная ситуация на сортировочном центре в период праздников.
 
Самым же серьезным «тормозом» является ограниченность пропускной способности имеющейся у ПР транспортной системы. Объемы почтовых отправлений из-за рубежа растут с каждым месяцем, а количество авиарейсов и почтовых вагонов не меняется год от года. Вот и скапливаются посылки в аэропортах, ожидая своей очереди для отправки в регион с обычным «гражданским» рейсом.
 
Добавьте к этому задержки, связанные с загрузкой-разгрузкой, кучей оформлений на местах, накиньте пару-тройку дней (а то и неделю), необходимых конечному почтовому отделению для того, чтобы донести извещение до адресата и вы поймете, что несколько недель ожидания – это еще терпимый срок.
 
Учитывая, что подавляющая часть посылок при этом умудряется доходить до адресата, а большая часть из них доходит за вменяемые сроки, можно даже порадоваться за то, что не все так плохо. Особенно если в очереди в почтовом отделении вам придется отстоять минут пять вместо часа-двух.
 
Очереди, опять же, взялись не из воздуха. Отделения Почты России занимаются не только приемом-выдачей корреспонденции, но и оказанием кучи других услуг, вроде пополнения баланса сотовых телефонов, выдачи пенсий, оплаты коммунальных услуг, приема миграционных документов, продажи открыток, игрушек и фильтров для очистки воды. Тысячи их.
 
В-общем, недостатки есть. Дальше остается сделать выбор – злиться на «бюрократов» или принять действительность такой какая она есть. Большие сроки доставки? Заранее настраиваемся что посылка будет идти долго и не напрягаемся по этому поводу. Очереди? Всегда есть время, в которое они минимальны либо отсутствуют в принципе. Например, в 9 утра в выходной.
 
Что делать если посылка пропала или повреждена?
 
В реальности заботы, связанные с долгим ожиданием или стоянием в очередях, меркнут на фоне проблем, связанных с пропажей или повреждением содержимого посылок. В интернете полно историй и фотографий того, как вместо техники Apple покупателям присылали пакетики с гречкой, а внешний вид некоторых коробок явно указывает на то, что ими играли в футбол. Одного взгляда на подобные снимки достаточно, чтобы передумать и купить понравившуюся вещь в обычном магазине, наплевав на экономию, пусть даже и существенную.
 
На деле все не так страшно. Во-первых, желательно отдавать себе отчет в том, что на практике большинство посылок все же доходят в приличном состоянии – только никто не торопится заявить об этом во всеуслышание. История же о пропаже содержимого посылки гарантированно расползется по форумам.
 
Во-вторых, опять же желательно понимать, что с посылкой, отправленной издалека, за время путешествия может произойти всякое. И к этому следует быть готовым. А именно – заранее позаботиться о качественной упаковке отправления и застраховать себя в финансовом отношении.
 
Чем прочнее будет упаковка, тем меньше вероятность, что с содержимым что-либо произойдет при транспортировке. Покупая на аукционе, всегда можно попросить продавца упаковать товар получше – те продавцы, что заботятся о своей репутации (на том же eBay таких большинство), обязательно пойдут вам навстречу. Многие магазины позволяют выбрать качество упаковки – например, бумажный конверт будет стоить дешевле, но если вы выберете картонную коробку, то переплатите пару долларов сверху, но и вероятность того, что вложенная в нее игра для приставки или музыкальный диск не сломается пополам, увеличится на два порядка.
 
 
Пенопластовый наполнитель сохранит содержимое посылки.
 
При получении посылки в почтовом отделении вы имеете полное право досмотреть вложение до того, как поставите подпись на почтовом извещении. И лишь убедившись в том, что заказанные вещи на месте и не повреждены, можете забрать посылку. Это очень серьезный плюс ПР по сравнению с курьерскими службами доставки, которые ни при каких условиях не разрешают вам вскрыть посылку до тех пор, пока вы не распишетесь в ее получении.
 
В случае проблем с содержимым посылки в присутствии вас и начальника почтового отделения составляется акт. Будут ли найдены и наказаны виноватые – не должно вас интересовать слишком сильно. Важно лишь то, что вы отказываетесь от получения посылки с отсутствующим или поврежденным содержимым. Получаете на руки копию акта (неплохо еще сделать пару фото), которые отправляете продавцу, уведомляя его о проблеме. После этого продавец возвращает вам деньги либо высылает замену – как договоритесь.
 
Если же посылка просто исчезла, то с возвратом денег также не должно возникнуть никаких проблем. Особенно если вы оплачивали товар, используя платежную систему PayPal. Крайним сроком, после истечения которого посылка считается пропавшей, по нормам PayPal считается промежуток в 45 дней. Этот же срок, как правило, использует в спорных ситуациях и большинство западных магазинов, не использующих PayPal.
 
Важная деталь – отправитель получает уведомление о том, что вы получили посылку. Поэтому ему, как правило, не требуется никаких дополнительных доказательств того, что посылка была утеряна. Но особенности работы ПР иногда приводят к возникновению обратных ситуаций – посылка может «зависнуть» на срок более полутора месяцев, продавец возвращает деньги покупателю, а последний еще через какое-то время неожиданно получает «пропавшую» посылку.
 
Что делать в такой ситуации – каждый решает сам. Мы рекомендуем связаться с магазином (а он обязательно напомнит о себе, узнав что посылка нашла адресата) и возместить ему стоимость посылки. На практике многие этого не делают, что приводит к печальным результатам – уже не один западный магазин закрыл доставку в страны бывшего СНГ.
 
Отслеживание посылок
 
Многие тарифные планы доставки международных почтовых отправлений включают в себя возможность отслеживания нахождения посылки благодаря использованию системы так называемых трекинговых номеров. Продавец может отправить покупателю такой номер после того, как отправит посылку при помощи почтовой службы в своей стране. Отслеживать перемещение посылки можно на официальном сайте ПР:
 
http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/postuslug/trackingpo
 
Информация, выдаваемая сервисом, легко поддается расшифровке. Строка «Экспорт» указывает на дату отправки посылки из страны, в которой была совершена покупка. Строка «Импорт» сообщает нам о дне, в который эта посылка была зарегистрирована на территории России.
 
Важная деталь – далеко не всегда дата в строке «Импорт» указывает на дату фактического прибытия посылки на территорию России. Почта России неоднократно была уличена в том, что прибывшие посылки долго лежат на сортировочных центрах без регистрации. Связано это с тем, что ПР, в теории, несет ответственность за соблюдение сроков прохождения международных почтовых отправлений. А если посылка не зарегистрирована, то ПР может утверждать, что все это время она находилась за пределами России. Особенно часты такие злоупотребления во время предновогодних праздников.
 
Далее с интервалом в несколько дней (иногда больше) посылка проходит «Таможню», затем покидает «Место международного обмена» и, через некоторое время появляется в вашем местном сортировочном центре. Пусть вас не пугают нулевые значения веса в некоторых строчках – это всего лишь указывает на то, что на данных промежуточных этапах посылку не взвешивают.
 
 
Типичный путь посылки из Германии посредством EMS.
 
Выше упоминалось, что от фактического поступления в конечное почтовое отделения до момента извлечения заветного извещения из почтового ящика может пройти несколько дней. Сократить этот (но никакой другой из перечисленных) срок в ваших силах. Если при проверке трекинг-номера вы увидели строчку, гласящую, что отправление «прибыло в место вручения», то имеете полное право сразу же отправляться на почту и требовать выдачи посылки. Не забудьте только взять с собой бумажку, на которой этот самый номер будет записан. Поскольку найти посылку по имени-фамилии, адресу или номеру паспорта (который тоже обязательно нужно взять с собой) работники почты не смогут.
 
На всякий случай обратите также внимание на индекс почтового отделения, в которое прибыла посылка. Во многих регионах действует правило, согласно которому международные отправления с весом либо объявленной стоимостью выше определенного значения выдаются только на главпочтамте.
 
Надеемся что данный материал развеет хотя бы часть ваших сомнений в том, что интернет-шопинг – это сложное и не слишком веселое занятие. Напротив, можем вас уверить, что попробовав раз, втянуться можно очень быстро. И через считанные месяцы вы сами будете рассказывать друзьям и знакомым, что не так страшна Почта России как EMS в канун Рождества, а покупать многие товары выгоднее «там» чем переплачивать за них такие нелишние деньги «здесь».
 

Анатолий Сайбель, компания "Маркет в Городе"